Jump to content
«ПЛАНАР-СИТИ»
  • Announcements

    • DVN

      Борьба за Авторское право

      Предупреждаю всех и сразу, чтобы потом не было обид и обиженных. Согласно п.4.2.3 Правил форума с 13.03.2007 года все посты содержащие разного рода статьи, стихи, рассказы, обзоры и рецензии и т.д., и т.п. БЕЗ УКАЗАНИЯ копирайта будут сразу же удаляться в Корзину.
    • DVN

      Борьба за Авторское право-2

      Предупреждаю ЕЩЁ РАЗ, всех и сразу, чтобы потом не было обид и обиженных. Согласно п.4.2.3 Правил форума все посты содержащие разного рода статьи, стихи, рассказы, обзоры и рецензии и т.д., и т.п. БЕЗ УКАЗАНИЯ копирайта (авторства, ссылки на источник, откуда Вы взяли эту информацию) будут сразу же удаляться в Корзину. Если Вы автор представленной информации, так и пишите - © ник
Sign in to follow this  
DVN

Наше расследование:

Recommended Posts

Наше расследование: особенности работы продавцов в салонах мобильной связи

6 июня 2008

 

Многие покупатели сетуют на некачественное обслуживание в магазинах мобильной связи и персональной электроники, совершенно не задумываясь о его причинах. Мы провели собственное расследование, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и выяснить всю правду о трудовых буднях продавцов-консультантов.

 

Проводя расследование, мы предоставили своим читателям уникальную информацию, взяв откровенное интервью у человека, под маской которого скрывается бывший продавец салона крупной торговой сети. Также мы обратились в самую крупную розничную сеть по продаже мобильных телефонов в странах СНГ — Евросеть, где получили достоверную информацию о реалиях рабочих будней, условиях оформления на работу и перспективах карьерного роста продавцов-консультантов. Так что в нашей статье вы узнаете не только о том, как стать продавцом и насколько сложно или легко ему работается, но и о том, как сделать карьеру в сфере торговли.

 

Как устроиться на работу

 

Чем привлекает работа продавца в магазине электроники? В чем ее главные «плюсы»?

 

Во-первых, радует возможность одному из первых подержать в руках новинки техники и быть в курсе событий мира высоких технологий. Да и вообще, можно сколько угодно «играться» с разнообразной техникой, включая самые дорогие телефоны и ноутбуки, которые себе не купишь. Во-вторых, некоторым нравится живое общение с множеством посетителей о технике и на темы, связанные с техникой. В-третьих, многих привлекает возможность прилично зарабатывать и без опыта работы, а если повезет, то и сделать карьеру в крупной компании.

 

Как можно устроиться работать в большую торговую сеть?

 

Нет ничего проще. Надо лишь обратиться в службу кадров компании, воспользовавшись объявлением об открытой вакансии. Таких предостаточно в специализированных журналах и на тематических сайтах. Ну а можно и просто прийти в магазин и обратиться к руководству с запросом о трудоустройстве. Легко заметить на торговых точках брошуры и объявления с предложением пополнить ряды продавцов. Вакансии продавцов есть всегда, в любое время года, — ведь продавцов постоянно не хватает. Далее следует собеседование с менеджером по персоналу, а затем и с руководителем магазина, в который тебя назначают работать. Наконец следует проверка службой безопасности — нет ли у претендента судимостей (с наличием таковой в торговлю вас не возьмут). Можно еще добавить, что есть компании, куда берут без опыта работы (таковых в Украине большинство), но есть и места, куда без опыта не попасть (например, сеть Домотехника).

 

Кто сейчас в основном идет работать в продавцы-консультанты? Кого хотят видеть в этой роли руководители торговых сетей?

 

В продавцы идут работать в основном молодые ребята и девушки без опыта работы, которые хватаются за возможность получить первый опыт и начать карьеру (часто это их первое место работы). Бывают и желающие сделать карьеру в сфере торговли. Среди них встречаются студенты, которые совмещают учебу и работу (гибкий график позволяет). Можно отметить, что многие из ребят — приезжие из других городов. В Киеве сейчас много приезжих из провинции, которым нужна работа любой ценой и они готовы получать меньше, чем киевляне, прикладывая больше усилий. Но важнее всего то, что среди новых людей немного специалистов с хорошим знанием техники. А берут на эту работу тех, кто имеет представление о технике, хочет работать и учится чему-то новому. Предпочтение отдается тем, кто помоложе, имеет привлекательную внешность и достаточно открыт в общении.

 

Комментарий от Евросети (Александр Мельничук, PR-менеджер украинского филиала компании «Евросеть»):

Интересный факт: среди пришедших к нам работать продавцами ребят были даже предприниматели, которые имели свой небольшой торговый бизнес. Однажды к нам пришел один парень, который имел несколько своих точек с телефонами на радиорынке. «После того как Евросеть пришла на украинский рынок, стало сложно работать, — рассказывал он на собеседовании. — Мне было достаточно несколько раз зайти в наши салоны, чтобы принять решение остаться здесь навсегда». Сейчас это один из лучших продавцов, неоднократно побеждавших во внутренних акциях, и он с ужасом вспоминает работу на радиорынке в зимнее время года.

 

Мало кто из начинающих продавцов хорошо разбирается в товаре и тонкостях работы. Есть ли какой-то курс молодого бойца, с помощью которого можно сделать из новобранца настоящего солдата?

 

Многие ребята приходят работать без большого багажа знаний, имея лишь желание работать и учиться. Поэтому все новые сотрудники в течение первого месяца работы, то есть, находясь на испытательном сроке, проходят обучение во время стажировки. Получают навыки работы с базой 1С: Предприятие (выписывание товарных чеков и счетов-фактур и т. п.), учат законы Украины о защите прав потребителей, практикуются выставлять товар на витрины и т. п. Помощь в обучении проводит старший продавец отдела (непосредственный начальник) и продавцы с опытом работы. Конечно же, особое внимание уделяется изучению направлению товаров, с которым будет работать сотрудник. Стажеру надо выучить основные параметры товаров (актуальный ассортимент торговой точки), а также желательно знать базовые принципы работы различных устройств, уметь настраивать технику и объяснить покупателю, как с ней надо грамотно обращаться. Ну а после стажировки обязательно надо сдать сертификацию и тогда стажер становиться продавцом.

 

В чем заключается сертификация? Что будет, если стажер ее не сдаст?

 

Сертификация — это набор тестов по своему профилю работы: мобильные телефоны, портативная техника, компьютерная техника и аксессуары и т. д. Надо ответить на 25-30 вопросов за отведенное время: допускается лишь несколько ошибок для успешной сдачи. Среди тестов большинство вопросов о технике, однако, есть и проверка знаний законов, корпоративной культуры, основ мерчендайзинга. Ну а если не сдаешь — у тебя еще попытка пересдать. Бывает, что при острой нехватке кадров в порядке исключения дают и больше попыток сдать сертификацию. Хотя случается, что стажеров не берут работать, если руководство видит, что человек не очень старательный или просто неадекватный.

 

Продавцом быть нелегко?

Расскажи про реальные условия работы. Все ли так хорошо, как это написано на рекламных брошюрах? Какие есть подводные камни?

 

В жизни все не так красиво, как показывают в кино, и в торговле все не так радужно, как может показаться. Условия работы весьма напряженные. Судите сами: типичный рабочий день (10 часов) мы проводим на ногах, постоянно что-то рассказывая или показывая посетителям (причем регулярно задаются типичные вопросы). В особо напряженные моменты возле стола продавцов выстраивается очередь клиентов, которые ждут пока их обслужат. И при этом надо все делать быстро, отпускать товар, консультировать, причем вежливо и соблюдая корпоративные стандарты обслуживания клиентов. Кстати, ношение одной и той же одежды (например, брюк и рубашек корпоративных цветов) быстро надоедает, да и постоянно приходится приводить их в порядок. Радуют особо креативные клиенты, которые помогают поддерживать тонус вопросами типа: «А есть ли у вас в продаже телефон Моторола с крокодильим задом?» (имелся в виду телефон Motorola RAZR2 V8 Luxury Edition с отделкой натуральной кожей — прим. ред.).

 

И даже если в торговом зале нету посетителей, у продавцов всегда есть, чем заняться: выставить товар на витрины, отвечать на телефонные звонки, навести порядок в зале, обновить ценники и т. д. В обязанности персонала входит также пересчет всех товаров на торговой точке раз в неделю или две недели. Так что не стоит рассчитывать на легкий заработок на месте продавца магазина. Стоит рассчитывать на интересную, динамичную работу в постоянном окружении людей: как коллег, так и клиентов.

 

А насколько удобен гибкий график, который привлекает студентов?

 

Гибкий график удобен тем, что можно, например, взять в подряд три выходных или отдыхать в будние дни. Каждый продавец имеет право на семь выходных в месяц и может поставить на любые дни, согласовав с коллегами по отделу, чтобы каждый день работало как минимум два человека. Можно брать и два раза полдня выходного вместо одного целого дня. Однако поскольку сотрудников на торговых точках стабильно не хватает (бывает, что в отделе на пять человек временно работает двое-трое ребят), а общепринятых праздников, как 8 марта или 9 мая, у торговцев нет (исключение — 1 января) иногда приходится работать 6-7 дней без выходных. А особенно напряженный период в торговле перед Новым Годом — бывало, что работали последние две недели года, включая 31 декабря, без выходных.

 

Существует ли «дедовщина» на торговых точках по отношению к стажерам?

 

Да, если это можно назвать дедовщиной. Просто бывалые продавцы часто поручают всю рутинную работу стажерам: вырезать ценники или съездить в другой магазин, чтобы забрать товар.

 

Получается, что постоянная нехватка кадров, особенно квалифицированных, и тяжелые условия работы являются первопричинами некачественного обслуживания покупателей?

 

Да, можно и так сказать. Иногда из-за эмоциональной усталости порой даже у самых дружелюбных ребят уже просто не хватает вежливости и внимания для всех посетителей. Кому угодно рано или поздно надоест давать ответы на однотипные вопросы и рассказывать об одном и том же большому количеству людей каждый день. Кстати, некоторые даже меняют свою работу на другую именно из-за профессиональной усталости (если можно так выразиться) от постоянного общения с посетителями. Ротация кадров велика — продавец с опытом работы более одного года это редкость.

 

Финансовое вознаграждение и карьера

Зависит ли доход продавца-консультанта от его личных продаж?

 

Не секрет, что продавцы-консультанты в торговых сетях получают оклад и премию, зависящую от суммы личных продаж и количества товарных чеков (показывает, сколько покупателей продавец обслужил). К тому же используется схема конкуренции среди персонала - кто продаст больше других, получит максимальную премию. Между продавцами постоянно идет соревнование, напоминающее спортивный турнир: только здесь для победы надо больше продавать. И это правильно, ведь тот, кто лучше работает, должен лучше зарабатывать. К тому же важно чтобы магазин выполнил план продаж за месяц, иначе премии персонала будут снижены. А если же план будет значительно пере выполнен, то можно рассчитывать на прибавку к премии. Например, при ставке в $200-300 хорошая премия продавца может составить $200-400, но для этого нужно очень хорошо постараться. Сотрудники мобильного салона, являющегося авторизированным центром обслуживания абонентов одного из GSM-операторов, получают еще и бонусы ($3) за каждое контрактное подключение.

 

Каковы реальные перспективы карьерного роста для обычных продавцов в крупных торговых сетях?

 

Перспективы есть и они вполне реальные. В основном, все зависит от качеств человека, от того, как он себя проявит на рабочем месте. Тут потребуется и преданность компании (готовность долго зарабатывать повышение), и успехи в продажах, и хорошие личные качества. Хотя большую роль играет также и ситуация в компании. Если торговая сеть растет — есть потребность в старших продавцах и менеджерах, если новые торговые точки не открываются, то рассчитывать на быструю карьеру стоит лишь в офисе компании. В сети Unitrade практически все старшие продавцы и менеджеры начинали свой путь стажерами на торговых точках. К тому же, большая часть офисных сотрудников торговых компаний, такие например, как продакт-менеджеры или менеджеры по закупкам, это бывшие продавцы, которые хорошо себя проявили. Так что не обязательно становиться менеджером магазина – можно сделать хорошую карьеру и в офисе.

 

Комментарий от Евросети (Александр Мельничук, PR-менеджер украинского филиала компании «Евросеть»): Главная ценность нашей компании — это люди. Приблизительно 40% сотрудников офисных подразделений начинали свой путь стажерами на торговых точках Евросети. Вообще, как правило, в организации наблюдается линейный рост сотрудника: стажер — продавец — старший продавец — менеджер магазина — региональный менеджер — руководитель розницы... У нас продавец может стать тем, кем мечтал всю жизнь и приложил максимум усилий, чтобы соответствовать этой должности. Естественно при наличии определенных требований и компетенции. Стоит лишь озвучить статистику: отдел учета — 90% состоит из продавцов, IT-департамент — 20%, отдел по работе с операторами — 30%, тренеры учебного центра — 80% и т.д.

 

Насколько быстро можно сделать карьеру и стать, скажем, менеджером магазина?

 

Если продвижение по службе будет хорошо развиваться и будет сопутствующая ситуация, старшим продавцом можно стать и после года успешной работы, а менеджером магазина (директором), еще года через два. Правда, для этого даже удачливому продавцу придется хорошо постараться.

 

© http://technoportal.ua

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×