Jump to content
«ПЛАНАР-СИТИ»
  • Announcements

    • DVN

      Борьба за Авторское право

      Предупреждаю всех и сразу, чтобы потом не было обид и обиженных. Согласно п.4.2.3 Правил форума с 13.03.2007 года все посты содержащие разного рода статьи, стихи, рассказы, обзоры и рецензии и т.д., и т.п. БЕЗ УКАЗАНИЯ копирайта будут сразу же удаляться в Корзину.
    • DVN

      Борьба за Авторское право-2

      Предупреждаю ЕЩЁ РАЗ, всех и сразу, чтобы потом не было обид и обиженных. Согласно п.4.2.3 Правил форума все посты содержащие разного рода статьи, стихи, рассказы, обзоры и рецензии и т.д., и т.п. БЕЗ УКАЗАНИЯ копирайта (авторства, ссылки на источник, откуда Вы взяли эту информацию) будут сразу же удаляться в Корзину. Если Вы автор представленной информации, так и пишите - © ник
Sign in to follow this  
DVN

Акустика в которой мы живем

Recommended Posts

Акустика в которой мы живем

 

Звучание даже самых распрекрасных фирменных динамиков без корпуса, как и измеренные технические характеристики, совершенно не впечатляет... Но недоумение это обстоятельство может вызвать лишь у начинающих. Мы то с вами хорошо понимаем, что динамик без ящика - всё равно, что струны без гитары. Роль этого ящика настолько велика, что ему дали серьезное имя - "акустическое оформление". И только гармоничное сочетание хороших головок с грамотно построенным акустическим оформлением в результате обеспечивает хайфайный звук акустической системы. Это неизбежно наводит на мысль и о существенном влиянии на звук свойств самого помещения, в котором воспроизводится музыка. Комнатки, комнаты и комнатищи разного объема - наше жилье - оказываются полноправными участниками исполнения ваших любимых музыкальных произведений. В технических описаниях систем разработчики приводят характеристики, полученные, как правило, в условиях заглушенной камеры, когда помещения как бы вовсе и нет.

 

А что же происходит со звуком в обычной комнате? Иногда можно услышать мнение, что некоторые помещения в состоянии так сильно изменить звучание, что в пору ставить вопрос о целесообразности приобретения дорогостоящей аппаратуры, поскольку всё равно от "высокой верности" звука в этих условиях ничего не останется... Несмотря на определенную односторонность и примитивизм такого суждения, отмечу, что в этих словах, к сожалению, больше правды, чем этого хотелось бы. Но не следует спешить отказываться от добротных систем, ведь осмысленное отношение к акустическому оформлению комнаты прослушивания может не только свести на нет вредное влияние этого своеобразного "музыкального" инструмента (замкнутый объем комнаты), но в чем-то даже подправить звучание ваших колонок.

 

Объем, который играет сам по себе

 

Воздух в помещении может быть свежим, прохладным, теплым или холодным, но он всегда упругий: помните, как пружинит эта незаметная в повседневности субстанция при использовании ручного насоса? А раз есть упругость, то есть и возможность "раскачивания" давления (по научному - резонанса), когда колебания с определенным периодом начинают возрастать настолько, что становятся заметными на слух! Эти колебания воздуха в замкнутом объеме комнаты "вредят" хай-фаю, потому что голосок у типичного жилого помещения, конечно, не ангельский, а низенький, басовитый. Обратите внимание, с каким удовольствием ваша комната "подпевает" рычащим и грохочущим грузовикам, которые проезжают рядом с домом. Что же происходит в комнате с включенными колонками?

 

Оказывается то же самое - комната порой начинает резонировать на частотах, имеющих для слуха заметное значение, например, в диапазоне 20-100 Гц. Для любознательных откроем секрет: звуковой шторм возникает от так называемых стоячих волн. Стоячая волна никуда не бежит и образуется, например, у стены, полностью отражающей звуковые волны. Длина, ширина и высота вашей комнаты задают вполне определенные частоты колебаний. Эти избранные частоты, на которых рождается прибой из стоячих волн, называются резонансными. Их различают по старшинству: первая, вторая, третья... Причем первая - самая низкая по частоте - в прямоугольном помещении соответствует наибольшему размеру.

 

Когда акустическая система находится в комнате, где нет поглощения звука, такая волна будет самодовольно и неограниченно разбухать, корежа музыку, в первую очередь, на басах. Мы обсудили лишь, так сказать, одно измерение комнаты; аналогичные рассуждения можно провести и для двух остальных. Но даже это не учитывает всей сложности реальной картины. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что в гулком, с хорошим отражением помещении не все частоты звукового спектра получают неискаженное отображение.

 

Если спектр звукового сигнала был гладким в "глухой" комнате, то в комнате с отражениями он будет сильно изрезан. Какие-то частоты получат нежелательное усиление, а какие-то, наоборот, будут завалены. Замечу, что учет резонансных свойств помещений актуален для малых объемов, какие соответствуют типичным малогабаритным квартирам. Чем больше комната, тем ниже первые резонансные частоты. Таким образом, от размеров помещения напрямую зависит точность воспроизведения басовой части музыкальных произведений.

 

Для комнаты объемом 35 кубометров (2,5х3,5х4,5 м) существенное изменение звучания будет иметь место в диапазоне приблизительно 20-200 Гц. Первый полезный вывод, который можно сделать из сказанного, касается геометрии помещения. Итак, если вам суждено слушать музыку в прямоугольной комнате (а у вас есть выбор?), то пусть она будет побольше и, желательно, чтобы её длина, ширина и высота заметно отличались друг от друга, причем лучше не в целое число раз. Наиболее неблагоприятные условия для прослушивания создаются в кубических объёмах, здесь спектр собственных частот сильно разрежен, и искажения баса будут иметь глубокий и масштабный характер. Естественным способом борьбы с навязчивостью резонансов является звукопоглощение.

 

Гасить надо не только огонь

 

Как было упомянуто, резонансная стоячая волна образуется в комнате с полностью отражающими поверхностями. Если же стены, пол, потолок хотя бы частично поглощают звуковую энергию, то неприятное "раскачивание" объема помещения уже не развивается, по крайней мере звуковой катастрофы не будет. Полное поглощение или "проглатывание" звука дает, например, открытое окно, которое просто пропускает волну без отражений.

 

Реальная комната даже без мебели тоже не может до бесконечности накапливать звуковую энергию, поскольку обычные строительные материалы обладают определенным поглощением. Бетон, например, на частоте 500 Гц поглощает около 1% звуковой энергии, оштукатуренные стены - 2%, линолеум - 3%, а паркетный пол - 7%. Конечно, этого мало, а вот длинноворсный ковер на полу создает не только домашний уют, но и гасит звук на 20-40%. Для тех, кто в этой жизни ценит только и только Hi-Fi, можно порекомендовать использование специальных эффективных поглотителей звука, правда, жить тогда придется на кухне... Несколько полезных советов. Не надо пытаться покрывать ватными одеялами и коврами все четыре стены и потолок с полом вместе взятые! Порой достаточно повысить поглощение трёх смежных поверхностей, например: постелить ковер - на пол, повесить тяжелые портьеры - на окно, пару книжных шкафов без стеклянных витрин поставить - к стене.

 

Кстати, вся ваша мягкая мебель (диван, кресла, стулья), скатерть на столе являются прекрасными поглотителями звука. Да и гости, пришедшие послушать Вагнера, поглощают не только икру и шампанское... Наиболее эффективно "работают" поглотители, размещенные в углах и на стыках стен комнаты. Упомянем важный параметр, которым в архитектурной акустике характеризуют затухание звука.

 

Волна мечется эхом по комнате и со временем замирает. Это - время реверберации. Многократное эхо воспринимается как гулкость. Реверберация определяется размерами помещения и отражающей способностью поверхностей (стен, пола). Вам приходилось замечать, как непривычен звук в пустой комнате, подготовленной для ремонта, или в громадном ангаре, где большая реверберация? Строгая въедливая наука утверждает, что меньшее время реверберации улучшает акустику помещения. Для комнат большинства современных квартир (объем 30-100 куб.м) можно признать приемлемым время реверберации приблизительно 0,1-0,3 секунды. Чем значительней объём комнаты, тем большее в ней эхо, что, конечно, не здорово: звуки начинают мешать друг другу.

 

С другой стороны, желательно использовать для прослушивания помещения большего объёма, чтобы убежать от резонансов... Уладить это противоречие поможет хорошее поглощение! Но в погоне за поглощением звука с помощью ковров и портьер важно вовремя остановиться: и здесь диалектика (единство и борьба противоположностей). Ведь добившись очень сильного заглушения, вы получите неприятный эффект, близкий к условиям "свободного поля" (полное отсутствие отражений). А это уже - смерть звука. Можете представить, как звучит скрипка Страдивари... в чистом поле?

 

Эксперимент - путь к лучшему звуку

 

Комнаты и помещения, где воспроизводится звук, также как и корпуса акустических систем, можно рассматривать как вторичное акустическое оформление, которое частенько вносит заметный (не всегда положительный) вклад в звучание домашнего аудио. Аранжировщиком и интерпретатором музыки, оказывается, может быть не только дирижер и звуко-режиссер. Акустика помещения может что-то неуловимое подчеркнуть в звуке инструмента или голоса, что-то лишнее слегка притушить.

 

Кстати, создание классных концертных залов и по сей день относится к чрезвычайно сложным задачам. Несмотря на высокий уровень науки, опирающейся на громадное количество объективных критериев оценки качества акустического оформления, никогда нельзя заранее абсолютно точно знать, как будет звучать тот или иной проектируемый зал, студия или помещение для прослушивания.

 

Зал ЦТСА "звучит" плохо по вполне понятным причинам: здесь просто были допущены ошибки при проектировании. А вот в Малом зале Московской консерватории прекрасная акустика, при том что формально время реверберации завышено: 2 секунды вместо рекомендуемых для таких объёмов 1,35. Конечно, нам вряд ли удастся дать универсальный совет всем хайфайщикам и на все случаи жизни, тем более что даже наука здесь ограничивается лишь общими рекомендациями, полагаясь на его величество Эксперимент.

 

Но если влияние размеров комнаты, наличие или отсутствие поглощения для вас - не пустой звук, будем считать, что "лед тронулся". По крайней мере теперь у вас есть козырь в борьбе с упорствующими домашними при отвоевывании жизненного пространства для любимой акустики. Возможно, предложенные рекомендации помогут избежать грубых деформаций в звучании ваших акустических систем. А если вы подойдете творчески к созданию собственной комнаты прослушивания, то, конечно, добьетесь и большего. Сначала проверьте, не слишком ли "жива" ваша комната: если резкий хлопок в ладоши дает на слух отчетливые отражения, то стоит заняться заглушением; а если возникает ощущение "ватного", мертвого звука - готовьтесь к выносу ковров.

 

Варьируйте положение колонок: иногда удается улучшить звук путем размещения стереопары не вдоль короткой, а вдоль длинной стены. Поменяйте место для прослушивания: у стены, например, будут явственно выделяться басы. Подвиньте мягкие кресла в углы, снимите ковер со стены и положите его перед парой колонок. Кроме легких тюлевых занавесок, на окна повесьте плотные шторы. Если по высоким частотам начнет ощущаться дефицит, уберите толстый ковер, замените его на узкую дорожку, вставьте стеклянные дверцы в шкаф.

 

Помните, что чрезмерное снижение времени реверберации при заглушении мягкой мебелью приводит к сухому звучанию. Обращайте основное внимание на изменения в звучании басов. На мой взгляд, ваши экспериментальные исследования в области домашней акустики могут дать гораздо больший эффект для улучшения звука, чем это кажется на первый взгляд. Дорогу осилит идущий. Дерзайте!

 

И так, разобравшись со звучащими стенами вашего дома, вы можете проверить гармонию звука алгеброй, попрактиковаться ради эфемерных ценностей стереозвучания в перетаскивании мебели. И все это из-за пары колонок... А что делать, если душа и помыслы рвутся дальше, к домашнему театру, в котором многоканальность неотделима от самого понятия "театральный звук"? И когда наконец вскрыты все коробки и содержимое соединено в домашний театр, не обольщайтесь, что основные трудности уже позади.

 

Ваш опыт установки акустики для традиционного стерео справедлив только в отношении фронтальных акустических систем и только в идеальных условиях, когда в строго прямоугольном и свободном помещении они располагаются симметрично с двух сторон от стоящего посредине одной из коротких стен телевизора, а у противоположной стены вокруг слушателей находятся тыловые громкоговорители. При этом необходимо ограничить отражение сигнала от стены за зрителями и пола. Большие застекленные книжные шкафы также представляют серьезную помеху для хорошего звучания.

 

В самых общих чертах положение фронтальной акустики должно обеспечивать звучание солиста, исходящее точно из середины. Звук от фронтальных акустических систем должен попадать к слушателям непосредственно, а не после отражения от стен. Этому способствует их ориентация на зрителя и установка так, чтобы излучатели высоких частот были на уровне ушей слушателей. Положение центральной акустики, которая "приклеивает" диалоги к изображению, должно совпадать с его вертикальной осью и находиться вблизи экрана.

 

Чтобы на экране не появлялись искажения, акустика центрального канала должна быть хорошо экранирована. Можно использовать и громкоговорители, встроенные в телевизор: иногда качество их звучания оказывается лучше ожидаемого. Если при посещении большого кинотеатра вы посмотрите вокруг себя, то обнаружите, что громкоговорители для звуковых эффектов установлены подковообразно на трех стенах зрительного зала. Аналогичный или даже еще лучший результат можно достичь дома, например, с двумя парами тыловых громкоговорителей. Одну пару прикрепим на задней стене помещения, прямо под потолком, наклонно в направлении к зрителю, а вторую пару - на высоте фронтальных приблизительно посредине боковых стен. Очень важным является правильный баланс громкости боковых и тыловых акустических систем. И в этом случае лучше использовать для боковых каналов дополнительный усилитель мощности со своей регулировкой уровня, на вход которого также подается сигнал тыловых каналов.

 

Тыловые громкоговорители в традиционном исполнении, то есть с использованием только пары, для передачи окружающего звучания без разрыва между фронтом и тылом, что очень неприятно на слух (и было одной из объективных причин гибели квадрофонии!), желательно устанавливать на одной линии со слушателями, чтобы они не понимали, откуда исходит звук. Чтобы пояснить общие пожелания, попробуем проиллюстрировать их на нескольких конкретных примерах.

 

Кроме положения основной пары фронтальных громкоговорителей, с которыми уже почти все ясно, вы должны найти подходящее место для центрального громкоговорителя, пары тыловых, и по крайней мере одного сабвуфера. Большинству из тех, кто решился на это, придется бороться с книжными полками, дверными и оконными проемами, диванами и стульями, радиаторами отопления, бесчисленными альковами и даже сводчатыми потолками и каминами.

 

Вы сами назовете остальное - все, что может встать преградой на пути идеального размещения громкоговорителей. Чтобы пояснять, как обходить такие препятствия, мы предлагаем вам примеры трех жилых комнат и возможные варианты размещения в них аппаратуры и акустики домашнего театра. Одно помещение - это очень большая комната (зала с лепным карнизом у потолка), второе - большая комната в многокомнатной городской квартире, и, наконец, жилая комната в малогабаритной квартире.

 

Большая комната

 

Мы предлагаем размещение комплекта громкоговорителя для большого (6,0 х 7,5 метров) помещения с припотолочным карнизом, большим отражением и высотой 3,7 м. Пространство комнаты окружено многочисленными окнами, частично покрытыми вертикальными жалюзи, имеет скользящую дверь со стеклянными вставками и паркет на полу. Один маленький напольный коврик, диван и два стула с матерчатой обивкой - все, что обеспечивает поглощение звука в помещении.

 

На первый взгляд, соблазнительно поставить ТВ (33 дюйма) в угол слева от камина, что создает хорошее эстетическое равновесие. Но это совершенно не подойдет, если вы хотите усадить слушателя с комфортом на диван, где будет хорошо восприниматься и музыка, и звуковое сопровождение фильмов. Для улучшения акустики помещения можно настелить ковровое покрытие от стены до стены, заложить оконные проемы, перенести дверь и дополнительно, но это уже не связано с акустикой, покрасить стены и потолок в черный цвет. Но опасность санкций со стороны архитектурного надзора в связи с перепланировкой заставляет подумать, что же можно сделать с этой стеклянно-деревянной пещерой.

 

Такое акустически живое, т. е. гулкое, помещение - отличное место для установки громкоговорителей системы ТНХ, которые создают убедительное окружающее поле в помещении с отражениями благодаря обязательно дипольным тыловым громкоговорителям. Фронтальные и центральный громкоговорители, которые определяют звуковую картину спереди, лучше подобрать с ограниченной диаграммой направленности по вертикали, минимизируя отражения от пола и потолка.

 

Для фронтальных и тыловых громкоговорителей можно предложить ТНХ-сертифицированные громкоговорители для домашнего театра от Kenwood, Kef, Jamo или JBL. У всех имеются полные ТНХ комплекты, включая сабвуферы, которые вы сможете приобрести за сумму в пределах 3000$. Телевизор нужно, конечно, переместить из угла и поставить справа от камина. Центральную акустику положим сверху на ТВ, а фронтальные громкоговорители расположим на уровне головы слушателей, одну слева от камина и вторую справа от скользящей двери, на другом краю зоны прослушивания. При этом оба громкоговорителя желательно установить на расстоянии нескольких десятков сантиметров от стены и сориентировать их на слушателя, сидящего на диване.

 

Для создания оптимальной зоны пространственного звука рекомендуется установить дипольные тыловые громкоговорители, закрепив их выше дивана на расстоянии 30-40 см по сторонам от слушателей так, чтобы излучение тыловой акустики было направлено к телевизору и в заднюю область помещения. Если владелец хотел бы сразу приготовиться к цифровому будущему, то, чтобы соответствовать требованиям формата Dolby Digital (AC-3) с 5+1 каналами, нужно использовать тыловые громкоговорители, воспроизводящие полный звуковой диапазон. Так как общий объем помещения достигает почти 150 куб.м, то может оказаться полезным использовать четыре сабвуфера, чтобы достигнуть театроподобного воздействия баса. Это несколько необычно и поэтому те, кто сочтут это чрезмерным, могут начать с двух сабвуферов, но внутренне должны готовиться к последующему переходу к четырем.

 

Исходя из выбранных фирм, наилучшей рекомендацией будет пассивный сабвуфер с наибольшей отдачей. Для обоих сабвуферов можно использовать один моно усилитель мощности, а их сами расположить в комнате асимметрично, чтобы обеспечить равномерный бас: один в углу за левым фронтальным громкоговорителем, и другой у правой стенки за местом слушателя. Вторым по важности, после правильного расположения громкоговорителей, является затемнение пространства для получения лучшего качества изображения и звука. И тут мы настоятельно рекомендуем замаскировать стеклянные двери и окна плотными шторами. Кино оказывает большее эмоциональное воздействие, если единственный источник световой информации - экран ТВ, так что звуковая система даже лучше в темном исполнении и с отключаемой индикацией.

 

Ваш разум быстрее погружается в реальность видео, когда ничто визуально не сообщает вам о том, где действительно находятся границы помещения - как будто нью-йоркский филармонический оркестр сидит перед вами. Чтобы отрешиться от окружения и сосредоточиться на большой экран, можно убрать всю электронику домашнего театра в стойку или шкаф с непрозрачной дверцей или поместить его вне зоны видимости.

 

Для улучшения звуковоспроизведения при прослушивании только музыки рекомендуем использовать параметрический эквалайзер, чтобы обеспечить ТНХ громкоговорителям линейную частотную характеристику, отвечающую традициям высококачественной акустики (обычно они имеют около частоты 3 кГц, спад на 3-6 дБ и подъем на частотах от 8 до 12 кГц). Некоторое нарушение гармонии интерьера может не понравиться чувствительным к дизайну людям, но это небольшая цена, которую придется заплатить за ожидаемое звучание.

 

Стандартная комната

 

Например, вы решили поместить ТВ в комнате 3,6 х 6 х 2,7 м, но места всегда почему-то мало и что-нибудь окажется на пути к идеалу размещения системы. Телевизор с 25-дюймовым экраном, конечно, нужно убрать из угла, в который он традиционно просится, и установить его в середине одной стороны зоны театра. А чтобы обеспечить хороший обзор экрана, стулья и кресла поставить по сторонам дивана.

 

Музыку и звук кинофильмов в такой комнате могут обеспечить громкоговорители из нового ряда B&W, Canton или MB Quart благодаря их звучности. Обычно изготовители акустики ориентируются на воспроизведение популярной только сегодня музыки, и указанные фирмы не исключение. Эти громкоговорители удовлетворят не только критически настроенных слушателей музыки, но и зрителей благодаря их естественности и точности. И очень важно, как они передают частотный диапазон, соответствующий человеческой речи. Выбрав пару основных акустик, поместите их на фирменных подставках на расстоянии 60-90 см по сторонам ТВ. Этот разнос важен, чтобы обеспечить жесткую звуковую сцену и предотвратить искажения изображения ТВ, так как не все модели, к сожалению, имеют магнитную экранировку.

 

И чтобы закончить с фронтом, в качестве центрального громкоговорителя нужно остановиться на согласованном по звучанию с фронтальными и обязательно экранированном. Чистое, верное воспроизводство всей существенной звуковой информации, связанной с экраном, лучше обеспечит горизонтально ориентированный громкоговоритель. Его желательно установить на ТВ сверху, чтобы привязать диалог к изображению.

 

Для тыловых каналов в таком помещении можно использовать как традиционные, так и дипольные громкоговорители, оставаясь при этом в пределах линейки выбранной фирмы. Идеальная установка этих громкоговорителей на стенах по сторонам позиции основного слушающего, но размещение зоны театра в нашем примере делает это невозможным. Поэтому размещаем тыловую акустику высоко на стенке за слушателями, одну на 30 см от стенки и другую слева над книжным шкафом. Эта схема размещения должна создать звуковое поле, охватывающее всех слушателей. Завершить домашний театр хорошо было бы добавлением активного сабвуфера, который содержит усилитель мощностью около 100 Вт и разделительный фильтр. В то время, как не возникает вопросов относительно воспроизведения басов, связанных с музыкой, использование сабвуфера могло бы дать существенное укрепление соответствующих эффектов кинофильмов.

 

Чтобы получать максимум возможного от такого сабвуфера, желательно поместить его в угол вблизи от правого фронтального громкоговорителя. Конечно, можно сказать, что и в этом случае хотелось бы видеть еще и второй в комплекте, чтобы дать системе больше ударной мощи. Это была бы хорошая добавка для владельца, но соседи вряд ли сочтут это столь же приятным, как и он.

 

Малогабаритная комната

 

Ну, и где же разместить шесть громкоговорителей домашнего театра в жилой комнате 4х4 метра с двумя дверными проемами, мебельной стенкой и угловой тахтой? Идеальным было бы, конечно, приобретая аппаратуру, позаботиться и о специальной мебели для нее, чтобы установить 25-дюймовый телевизор и всю AV-электронику. Но какой владелец решится избавиться или переместить существующую стенку, даже если она не из розового дерева? Поэтому используем то, что есть.

 

Установку акустики начинаем с пары малогабаритных громкоговорителей, и тут нужно поискать такие, которые вы оцените по звучанию как не уступающие напольным, но при этом не требуют так много места. Громкоговорители Mission, NAD, Sony или Yamaha устроятся на любой полке с размером книги, хотя вы можете положить их набок. Как всегда мы рекомендуем поместить громкоговорители в стенке на уровне головы сидящего слушателя (что составит от 90 до 110 см от пола) и разнести друг от друга на расстояние приблизительно 1,5 м, чтобы избежать психоакустического конфликта между визуальными и слуховыми изображениями.

 

Конечно, не послушав звучание основных громкоговорителей в комнате, трудно определить их точное позиционирование, но думается, что они должны быть немного повернуты к слушателю, чтобы минимизировать любые проблемы, которые могли бы быть вызваны ранними отражениями. Если это не дает положительного результата, то можно поэкспериментировать с акустической обработкой фронтальной стены. Уменьшение ранних отражений особенно важно для прослушивания музыки, потому что в квадратном помещении они могут быть причиной эффекта неестественного отражения.

 

Для получения устойчивого тонального баланса фронта предлагается выбирать широкополосную центральную акустику с горизонтальным расположением динамиков. Это обеспечивает широкую диаграмму направленности в этой плоскости, которая помогает улучшить ясность диалога для каждого зрителя в комнате. Чтобы удерживать звуковой образ стабильным, акустика центрального канала должна быть расположена не более чем на 50 см от середины основных громкоговорителей, или, что лучше, непосредственно выше или ниже телевизора. Если в списке приоритетов владельца дизайн интерьера стоит высоко, то основные громкоговорители можно положить набок для большей законченности зрительного образа комплекта всех фронтальных акустических систем.

 

Тут можно высказать крамольную мысль, что в такой небольшой комнате можно вообще обойтись без центрального громкоговорителя: в любом AV-усилителе, процессоре или ресивере для этого есть режим работы без центрального канала. Хорошим дополнением для малогабаритных фронтальных громкоговорителей может быть активный сабвуфер, например, Mirage MS 12 или Kef B30. Это позволяет совместить аудиофильное качество звука с домашним театром. Грубо - это куб со стороной приблизительно 40 см., который содержит низкочастотный громкоговоритель (30 см) и усилитель мощностью 100 Вт на дискретных полевых транзисторах. Такой активный сабвуфер позволяет регулировать уровень по входу всех каналов отдельно для линейных входов и входов с уровнем громкоговорителей, и кроме того, регулировку частоты разделительного фильтра для сигналов, поступающих на основные громкоговорители.

 

И наконец, просто регулировка уровня сабвуфера, чтобы вы могли установить предпочтительный уровень громкости в месте прослушивания. Хотя сабвуфер мог бы быть помещен в углу для увеличения отдачи, чисто эстетически более приятно будет видеть его внутри секции стенки. Если, конечно, это возможно. Для помещения размером 4 на 4 м не существует особого оптимального положения, но может оказаться полезным поместить его на расстоянии 1/7 от одной из ограничивающих помещение поверхностей (возможно, даже и на стене), чтобы минимизировать влияние собственных резонансов квадратной комнаты.

 

Для дешевых громкоговорителей можно использовать как дипольные системы, так и акустику с односторонним излучением, что будет явно лучше для такого маленького помещения. Например, цилиндрические настенные акустические системы могут быть установлены в тыловых углах под потолком.

 

Такая акустика дает широкую диаграмму направленности, благодаря добавлению к 16 см низкочастотному поворотных, коаксиально установленных высокочастотников. Это правильный выбор для тыловых громкоговорителей, так как при ориентации ВЧ головок на боковые стены достигается хороший диффузный звук.

 

Так что правильное размещение всех необходимых громкоговорителей в реальной семейной комнате отдыха или гостиной - это одна из самых сложных задач в оборудовании домашнего театра.

 

(с) http://www.n-audio.com

 

Установка домашнего кинотеатра - размещение акустики

 

О правилах размещения акустики в комнате известно гораздо больше, чем о размещении других элементов домашнего театра. Ведь колонки появились намного раньше, чем остальные его компоненты. Однако некоторые новинки рынка могут влиять на это положение: и на положение колонок тоже.

 

В целом вопрос размещения акустики сводится к трем моментам. Во-первых, каждое помещение имеет свои внутренние резонансы - отражения звуковой волны от стен и предметов. Во-вторых, любая колонка обладает особенностями, которые могут не соответствовать характеру комнаты, ведь производители опираются на некое усредненное представление о рабочем помещении. И в-третьих (это самое важное и, к сожалению, чаще всего игнорируемое обстоятельство!) - электроника, которая кодирует сигнал в студии и обрабатывает его в вашей системе, дает программу, обладающую собственными характеристиками. Они также влияют на общее звучание акустики.

 

Проведите занятный "следственный эксперимент". Разыграйте в вашей комнате представление: потасовку, дуэль, импровизированный концерт, диалог - что угодно. Запишите звук парой стереомикрофонов, расставленных по вашему разумению, и затем воспроизведите полученный материал в любом surround-режиме. Вы отметите чрезвычайный реализм этой записи. Он будет превосходить любой DTS-ES на DVD-video, любое DVD-audio. Причина проста: из трех перечисленных "неизвестных" совпадут две - тракт записи/воспроизведения и резонансы комнаты. Для почти идеального звука вам остается подобрать наилучший угол разворота колонок и определиться с их удаленностью от стен. Кстати, секрет реализма THX (THX - сертификат "максимального" американского кинотеатра) состоит как раз в точном размещении акустики в зале и в совпадении surround-обработки звука при записи и воспроизведении.

 

Коль скоро создатели фильмов, которые мы смотрим дома, ничего не знают о наших системах и комнатах, мы попробуем без их помощи создать себе этот самый ТНХ. Сделаем это только путем подбора оптимального положения колонок, не прибегая к сложным формулам, которые так любят приводить инсталляторы. Все гораздо проще:

 

"Алюминиевые огурцы"

 

Среди всех типов "театральной" акустики надо отдать первенство узким высоким алюминиевым литым корпусам. В них вертикальный ряд близко посаженных идентичных маленьких динамиков на полимерных диффузорах дополнен минималистской схемой разделительного фильтра. Так или иначе, сегодня к данной конструкции тяготеет все многоканальное аудио, и особенно - кинотеатр. Эти колонки быстро отрабатывают ВЧ/CЧ, точно локализуют образы и равномерно заполняют ими пространство комнаты впереди себя. Такой звук можно заклеймить как холодный, безжалостный, агрессивный, истонченный, плоский, немузыкальный. Но эти проблемы в системе, как известно, устраняет сабвуфер.

 

На такую акустику не влияют ни акустические условия, ни размер комнаты. Ставьте кресла, кладите ковры, занавешивайте колонки и загораживайте их вазами, размещайте у самой стены или придвигайте к себе - результат адекватен. Например, в новом комплекте акустики Sony SA-VS300H поворотный кронштейн соединяет симметричные части корпуса идентичных колонок, что позволяет подключать колонку к одному или нескольким разным каналам и разворачивать ее под углом как диполь (двусторонняя колонка). Пятиканальную систему таким образом можно превратить в семиканальную, а фронт - усилить боковыми колонками, развернутыми в виде диполей. Чем больше каналов и дипольных излучателей - тем выше ощущение объема и тем больше вариантов размещения колонок. Главное, чтобы тыл оставался в тылу, а фронт и центр на соответствующих им местах. Что может быть лучше и проще?

 

Передел комнатного пространства

 

Давней популярностью пользуются колонки с динамиками, совмещенными по оси. Но при инсталляции оказывается, что такие колонки более капризны из-за довольно широкой лицевой панели и "выдувного" отверстия, а точнее, по причине резонансов. В данной акустике "играет" внутреннее пространство, поэтому стоит установить колонки на шипы (специальные конусообразные подставки) - это усилит отчетливость и "обострит" ВЧ, а близость ковра или дивана придаст "низам" мягкости. Для четкого звучания средних частот колонки должны находиться на расстоянии минимум полметра от стен. Достоинство совмещенных динамиков - ненаправленное излучение. Если даже вы слушаете двухканальное стерео на фронтах, то, перемещаясь по комнате, вы не потеряете звуковой информации.

 

Так называемая серьезная, традиционная напольная акустика в корпусе из дерева проявляет наибольшие требования к установке. Размеру, весу и мощности подобных колонок должна соответствовать площадь комнаты (20-40 кв. м). Этими же параметрами обусловливается наличие в ней ковровых и набивных материалов, а также почти полное отсутствие мебели, особенно на пути звуковой волны. Размещение колонок у стен и по углам помещения не вызовет искажений при условии, что они развернуты параллельно друг другу или если они составляют одну линию с мебельной стенкой. Это важный нюанс, который обычно не указывается в инструкциях по установке домашнего театра. Большой эффект получается от стыковки таких колонок "спина к спине" с разворотом в сторону. Данное решение, например, компенсирует отсутствие центрального канала в театре или оправдывает использование слишком большой акустики в относительно малом помещении. Если комната очень загромождена, то подобным образом можно стыковать две тыловые колонки. При этом вы словно "перекраиваете" акустику комнаты, границы звуковых образов слегка размываются, но их выразительность усиливается. Этот так называемый бифонический эффект известен в аудио давно, и для него особенно важна секционированная конструкция и глухая задняя стенка в колонке. Из последнего поколения акустики можно назвать комплект Sony SA-WX900, отличающийся вынесенной наверх "башенкой" твитера и особо массивной задней стенкой. Если по центру трехметровой стены спереди и сзади комнаты состыковать и развернуть по две колонки, то в режиме DD 5.1 и даже в 2.0 панорама звука саундтрека "выйдет" далеко за пределы помещения.

 

Время собирать камни

 

С ростом количества разнообразной акустики в комнате все труднее создать полноценную и качественную звуковую картину. Виной тому неодновременный приход звуковых волн по НЧ, СЧ и ВЧ. Можно попробовать выставить необходимые задержки в настройках каналов, но это не всегда помогает. Проще всего исправить ситуацию с помощью настройки протяженной и разборчивой отдачи сабвуфера. Разумеется, пока речь идет об активном сабвуфере. Предпочтительнее купить по одному на левый и правый фронт. В стереоподключении сабвуфер выиграет от близости к "своей" основной колонке. Кроме инфранизкой, сабвуфер всегда захватывает слышимую часть аудиоспектра, поэтому с установкой "общего" сабвуфера можно тоже успешно экспериментировать. Считается, что наилучшее место для одного сабвуфера в системе - центр комнаты в непосредственной близи к слушателю. Американская фирма Legacy с этой целью оформляет данный компонент под журнальный столик. Многие любят прислонять сабвуфер к стене, но тогда ждите излишне навязчивого баса. Существует также экзотический, правда, не очень удобный способ размещения "открытого" динамика без ящика - в полотне межкомнатной двери.

 

Теория гласит, что воздух, вытесняемый из сабвуфера динамиком, не должен встречать преград на протяжении 2-3 метров. Теорию можно перехитрить, затолкав сабвуфер под кровать или в нишу платяного шкафа. Тогда эти предметы мебели станут как бы его "продолжением". Согласитесь, будет даже пикантно, если ваша кровать на время превратится в сабвуфер.

 

Безусловно, установив фазу в положение "реверс" (180 градусов) и поискав регулятором на слух наиболее "натуральную" частоту для данной модели сабвуфера, можно существенно облегчить себе задачу. Впрочем, фирмы уже реагируют на особую щепетильность и несогласованность сабвуфера с остальной акустикой системы. Sony резонно передает функции его усиления и регулировки универсальному чипу S-Master в ресивере. Сабвуфер в этом случае с

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как всё должно быть в идеале

 

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег. В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать.

 

Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м2) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов. Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей. Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально.

 

А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

 

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не "кашу" и "грохот", а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели...

 

2. Второй вариант называется "от противного". Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции должен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит... ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего.

 

Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер. Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала. Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях: Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110o к оси "слушатель — экран".

 

1-1.jpg

 

В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре. На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора. На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком. В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.

 

1-2.jpg

 

Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью "убьёт" звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

 

Как это выглядит на практике.

 

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:

 

1-3.jpg

 

Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.

 

1-4.jpg

 

Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально "долбить" в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого. Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:

 

1-5.jpg

 

Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м2, то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе. Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м2 и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме "3 ряда по 3 кресла") можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко. Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:

 

1-6.jpg

 

Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.

 

1-7.jpg

 

Если комната не слишком велика.

 

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

 

1-8.jpg

 

Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в "зелёной зоне" (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м2.

 

1-9.jpg

 

"Я так хочу!" или "по-другому не получается".

 

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея. Часто многие приносят план комнаты и говорят: "у меня будет система стоять вот так — это уже решено".

 

1-10.jpg

 

И затем следует второй вопрос: "куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?". Ответ — это невозможно. При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся "театр для одного человека".

 

1-11.jpg

 

При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника. При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110o для тыловых АС.

 

Примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.

 

1-12.jpg

 

1-13.jpg

 

Насущные вопросы.

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

 

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40o с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам ( для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя). На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

 

1-14.jpg

 

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

rear.png

 

Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются "полочниками", ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

 

А как вешать дипольные тыловые АС?

 

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

 

Имеет ли строить 7.1 систему в небольшой комнате площадью 10-15 м2??

 

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

 

Насколько можно отступать от референсной схемы?

 

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

 

"Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут".

 

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу "так должно быть", а по принципу "так гармонично выглядит". Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

 

(с) http://profi-tv.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×