Перейти к содержимому
«ПЛАНАР-СИТИ»
  • Объявления

    • DVN

      Борьба за Авторское право

      Предупреждаю всех и сразу, чтобы потом не было обид и обиженных. Согласно п.4.2.3 Правил форума с 13.03.2007 года все посты содержащие разного рода статьи, стихи, рассказы, обзоры и рецензии и т.д., и т.п. БЕЗ УКАЗАНИЯ копирайта будут сразу же удаляться в Корзину.
    • DVN

      Борьба за Авторское право-2

      Предупреждаю ЕЩЁ РАЗ, всех и сразу, чтобы потом не было обид и обиженных. Согласно п.4.2.3 Правил форума все посты содержащие разного рода статьи, стихи, рассказы, обзоры и рецензии и т.д., и т.п. БЕЗ УКАЗАНИЯ копирайта (авторства, ссылки на источник, откуда Вы взяли эту информацию) будут сразу же удаляться в Корзину. Если Вы автор представленной информации, так и пишите - © ник
DVN

Проект «Утилизация украинс­кого авторынка»

Рекомендуемые сообщения

Проект «Утилизация украинс­кого авторынка»

06-08-2013

 

Сегодня «Авто-Фраза» коснется одной, но глобальной темы, которая не только кар­д­и­наль­но ударит по рынку авт­о­мо­бил­ей в Украине, но и грозит эконо­ми­ч­ес­ки­ми санкциями со стороны Европы. Самое странное, что идея, заложенная в этой теме — позитивная. В цив­и­л­и­з­о­в­ан­н­ом мире она уже давно стала привычным явлением и приносит реальную пользу. Но в Украине — всё с точностью до наоборот.

 

Ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор, который вступает в силу с 1 сентября, больше похож на утилизацию самого украинс­кого авторынка. «Приятные» бонусы: не­про­г­но­зир­уе­мые доходы в бюджет, новые воз­мож­н­о­с­ти для коррупции, создание «рабочих мест» в сегменте конт­ро­лир­у­ю­щих органов, потеря деловой репутации страны и свор­а­ч­и­ва­ние бизнес-активности. Итак, на сцене бенефис: проект «Украинский ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор».

 

August-3.jpg

 

Ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор: смысл или подтекст?

 

Президент Украины подписал ряд зак­оно­да­тель­ных актов, которые снова ставят под угрозу само су­щес­тво­в­а­ние авторынка страны. Скажем даже так: эти зак­оно­да­тель­ные акты, которые звучат очень красиво: «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины от­н­о­сит­ель­но уплаты экол­о­гич­ес­кого налога за утилизацию снятых с экс­плуа­т­а­ции транс­порт­н­ых средств» и «Об утилизации снятых с экс­плуа­т­а­ции транс­порт­н­ых средств» — на самом деле ставят под вопрос логику понимания прои­с­х­о­дя­ще­го в этой стране. Снова болезненно­е дежа вю: нас с вами тупо держат за источник прикормки и пополнения бюджета, поскольку ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор — это вовсе не то, что нам пре­под­н­о­сят в украинском варианте.

 

Для начала разберемся с четкостью понятий: ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор — это опре­де­л­ен­н­ая сумма денег, которая затра­ч­и­вает­ся на утилизацию товара. И этот платёж может включаться: а) в стоимость товара; б) взиматься отдельно при продаже или в) упла­ч­и­вать­ся не­по­средс­твен­но перед утилизацией.

 

Факт: в Европе ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор составляет около 100 евро с автомобиля и упла­ч­и­вает­ся он при его покупке. В Украине он составляет от 4730 грн до 30250 грн в зав­и­симо­с­ти от типа автомобиля. При этом Европа, в отличии от Украины, реально заботится об экологии в авт­о­мо­биль­ной сфере и тратит на это кол­ос­с­аль­ные средства, в том числе создавая спе­циаль­ные про­мышлен­н­ые комплексы по утилизации старых машин.

 

Ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор украинская власть оценила следующим образом. По-первых, предла­гает­ся ис­поль­зо­в­ать некий коэффициен­т в 5,5 тысяч гривен. Откуда он взялся? Чего именно это коэффициен­т и почему именно 5500 гривен? Но даже допустим, что он существует, этот загадочный коэффициен­т унич­то­же­ния — и пускай для ровного счета он равен как раз сумме в 5,5 тысяч гривен. Далее имеем такую математику. Ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор для новых легковых авт­о­мо­бил­ей составляет по объему двигателя:

• до 1 тыс. куб. см — 4,73 тыс. грн (коэффициен­т 0,86);

• от 1,0 до 2,0 литров — 7,34 тыс. грн (коэффициен­т 1,34);

• от 2,0 до 3,0 литров — 14,08 тыс. грн (коэффициен­т 2,56);

• от 3,0 до 3,5 литров — 19,1 тыс. грн (коэффициен­т 3,47);

• с объемом двигателя свыше 3,5 л — 30,25 тыс. грн (коэффициен­т 5,5).

 

Дальше веселее: для старых авт­о­мо­бил­ей и коэффициен­т, и сумма этого сбора уве­ли­ч­и­вает­ся в несколько раз. Например, для бэушных иномарок с объемом двигателя до 3,0 литров — сбор уве­ли­ч­и­вает­ся в 6,2 раза, а для авт­о­мо­бил­ей с двигателем более 3,5 литров — уже в 8 раз! А теперь задача на логику (напомним, речь идет об ут­и­л­и­за­цион­н­ом сборе!): неужели утилизация автомобиля с двигателем 2,4 л в несколько раз сложнее, чем с двигателем 3,5 л? Ведь масса, двигатели, компоненты и агрегаты в таких машинах прак­т­и­ч­ес­ки идентичны. Обезв­ре­жи­ва­ние вредных ком­по­нент­ов, таких как свинец, кислота, ртуть, тех­н­и­ч­ес­кие жидкости, масла — это один и тот же процесс что для 2,0-литрового Opel Omega выпуска 1992 года, что для 3,0-литрового Mercedes 2005 года. Откуда тогда эта разница в стоимости утилизации? И если это пока только вопрос, то есть моменты, которые вызывают реальную тревогу.

 

Утидизационный сбор: нестыковки

 

Момент 1: Мировая практика показывает, что ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор затра­гивает два глобальных сектора: экол­о­гич­ес­кий вопрос и вопрос безо­п­ас­н­о­с­ти движения. Огра­ни­ч­е­ние для ввоза и пер­е­про­да­жи старых авт­о­мо­бил­ей уменьшает их количество — а значит, соо­т­в­етс­твен­но умень­шает­ся количество вредных выбросов. К тому же старый автомобиль предс­тав­л­яет большую опасность, нежели новый (общее тех­н­и­ч­ес­кое состояние, из­н­о­шен­н­ость узлов и агрегатов, наличие элект­рон­н­ых систем безо­п­ас­н­о­с­ти, аирбегов и т.д.). Откуда тогда в «Украинском ут­и­л­и­за­цион­н­ом сборе» возникают аргументы какой-то заботы об инвесторах, украинском автопроме, сохранении рабочих мест и наполнении бюджета на сумму 2,2 миллиарда гривен, которые принесёт это сбор? Ведь задача этого сбора не за­к­л­юч­ает­ся в наполнении бюджета или ин­в­е­с­ти­цион­ной привле­к­а­тель­но­с­ти! Вывод на­праши­вает­ся один: нужна кормушка.

 

Момент 2: Зак­оно­да­тель­ные странности, которые оставляют место для махинаций и фаль­сифик­а­ций. Согласно новым законам, утилизации подлежат автомобили, которые по своим тех­н­и­ч­ес­ким параметрам не соо­т­в­етству­ют тре­бо­в­а­ниям безо­п­ас­н­о­с­ти дорожного движения. Но! Чётких параметров не­с­оо­т­в­етствия не ук­а­зы­вает­ся — и на практике, особенно с учетом специфики мышления украинских конт­ро­лир­у­ю­щих органов, — мы рискуем оказаться в зоне повышенной корр­уп­цион­ной дея­тель­но­с­ти. Фактически любой автомобиль может быть остановлен и признан «не­с­оо­т­в­етству­ю­щим» тре­бо­в­а­ниям безо­п­ас­н­о­с­ти. Кто, как, с какой пер­ио­дич­н­о­стью будет выдавать экспертную оценку для автомобиля? Ответ на­праши­вает­ся один: это еще одна ле­гал­и­зир­о­в­ан­н­ая законом лазейка для корр­уп­цион­н­ых схем в виде штрафов и прочих поборов.

 

Момент 3: Игнор­ир­о­в­а­ние Украиной меж­д­у­н­ар­од­н­ых до­гов­ор­ен­н­о­с­тей, в том числе со Всемирной ор­гани­за­цией торговли. Евросоюз еще до принятия этих законов высказал недвус­мыс­лен­н­ую позицию: если Украина введет ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор, это решение будет иметь очень серьезное влияние на двустор­он­н­ие эконо­ми­ч­ес­кие отношения. Но это, похоже, совершенно не колышет украинскую власть, поскольку вер­оят­н­ость наполнения бюджета с «утилизации» авто намного выше, чем реальность санкций со стороны ВТО или Евросоюза.

 

Факт: В Украине нет ни одного пол­н­о­цен­н­о­го серт­и­фицир­о­в­ан­н­о­го ут­и­л­и­за­цион­н­о­го центра. Для обес­пе­че­ния пот­реб­н­о­с­тей — а по оценкам спе­циа­л­и­с­тов в Украине около 100 тысяч транс­порт­н­ых средств, которые нужно ут­и­л­и­зир­о­в­ать — необходимо минимум 10 таких центров, стоимость постройки каждого составит ор­иент­ир­ов­оч­но 7 миллионов евро.

 

Народный депутат и почетный президент «УкрАвто» Тариэл Васадзе заявил следующее: «По всей Украине будет создано более 150 пунктов по сбору автолома, куда сможет обратиться любой человек. И это не просто площадка приема, это — разборка, сортировка и хранение. Кроме того, будет создано около 10 крупнейших пер­ер­а­б­ат­ы­ва­ю­щих центров». А теперь к конкретике. Про­г­но­зир­уе­мый (кстати — кем, исходя из какой статистики, на каких основаниях?) доход бюджета от ут­и­л­и­за­цион­н­о­го сбора — это 2,2 миллиарда гривен (220 миллионов евро) в год. Постройка 10 ут­и­л­и­за­цион­н­ых центров отнимет 70 миллионов евро — это если оценивать по евр­о­пейским стандартам, то есть без учета тендеров, конкурсов, откатов и всяких по­сред­н­и­ч­ес­ких структур и «тимчасових роз­пор­яд­н­ик­ів коштами». А сколько будет стоить постройка 150-ти пунктов приёма авт­о­мо­бил­ей — вообще неизвестно! Ведь в украинской действи­т­ель­но­с­ти отчеты о затра­ч­ен­н­ых из госбюджета денег могут подк­ре­плять­ся фот­о­гра­фия­ми с фотошоп-вме­ша­тельством, и кроме того есть чудное понятие, фигур­ир­у­ю­щее в отчетах. Оно звучит так: «За минулий рік Управл­ін­н­ям таким-то засвоєно 164,4 мільйона грн. 35 коп бюджетних коштів». Чувствуете тонкую грань? Засвоєно! Это как понимать? Потрачено? Выплачено? Отчислено? В общем, сколько уйдет из бюджета на ор­гани­за­цию 150 пуктов приема авт­о­мо­бил­ей — не знает никто.

 

Вообще в этом всем деле слишком много странных аспектов. Риск полной остановки авт­ои­м­порта в Украину в связи со зн­а­ч­и­т­ель­ным удор­о­жа­нием иномарок. Риск санкций со стороны инос­тран­н­ых структур. Риск ограничить граждан Украины в праве выбора товаров и услуг. Риск кол­ос­с­аль­но­го взрыва коррупции и количества мутных схем в сфере контроля. Риск не­до­пол­у­че­ния бюджетом про­г­но­зир­уе­мых денег по простой причине заоблачных цен на автомобили — а значит, риск не­до­постройки ут­и­л­и­за­цион­н­ых центров. И если говорить прямо, то в том виде, в каком ут­и­л­и­за­цион­н­ый сбор вступил в силу на территории Украины, это вообще — очень рис­ко­в­ан­н­ый проект.

 

Источник

Изменено пользователем DVN

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×